О дорожной карте

Новогодние каникулы, ротация Правительства и последующие весьма занимательные темы, похоже, отвлекли внимание адвокатской корпорации от очень важного распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 3225-р. По крайней мере, мне не доступны материалы широкого обсуждения этой темы адвокатами.

Распоряжением правительства утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию организации и производства судебно-медицинских и судебнопсихиатрических экспертиз в РФ. Исполнителям распоряжения предстоит осуществлять реализацию плана мероприятий, в пределах бюджетных ассигнований, и, ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Правительство РФ информацию о ходе реализации платна мероприятий.

Совершенствование нормативного правого регулирования судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в РФ предусматривает определение потребности в различных видах СМЭ и СПЭ в федеральных округах Российской Федерации. В первом квартале 2020 года Минздрав России, заинтересованные органы исполнительной власти подготовят доклад в Правительство РФ. Ведомства изложат своё видение потребности в экспертизах. Но не будет ли это видение односторонним. Потребность в экспертизах есть не только у государственных органов, но и гражданского общества. А следует признать, что единственным голосом гражданского общества, который может быть услышан, является квалифицированное мнение адвокатов, отстаивающих права и свободы граждан и вообще частный интерес. Какое ведомство и как желается ознакомиться с нашим мнением? Минздрав РФ опроса среди адвокатов не проводил и, скорее всего, не будет. Минюст, похоже, с ним солидарен.

В эти же сроки планируется разграничение компетенций по производству судебномедицинских и судебно-психиатрических экспертиз между государственными судебноэкспертными учреждениями, находящимися в ведении Минздрава России и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Хотелось бы узнать, как будут проведены границы.

Второй квартал текущего года будет посвящен разработке современной модели организации и производства судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз. Важно знать параметры и масштаб этих моделей.

В четвертом квартале должен быть представлен проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О государственно судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и иные законодательные акты РФ.

Развитие инфраструктуры государственных судебно-экспертных учреждений, осуществляющих производство судебно-медицинских или судебно-психиатрических экспертиз, предусматривает: 1. Определение субъектов РФ, в которых планируется открытие филиалов ГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» МЗ РФ; 2. Выезд специалистов в субъекты в целях определения мест размещения филиалов; 3. Проведение инвентаризации учреждений, в целях определения их соответствия современной модели организации и производства экспертиз; и другие организационно-экономические вопросы.

Совершенствование образовательной деятельности и подготовка кадров для государственных судебно-экспертных учреждений, подробно расписанные в пунктах 10-13 «дорожной карты», позволяет прогнозировать, что имеющийся в настоящее время, небезупречный подход к назначению для проведения экспертиз лиц, занимающих должность «эксперта», а не действительных ученых и практиков, имеющих наибольшие познания и опыт в соответствующих областях, сохранится.

Самым важным в нынешней редакции распоряжения Правительства Российской Федерации мне видится то, что исполнителями всех мероприятий определены органы исполнительной власти и не определено их взаимодействие с экспертным сообществом. Может быть, новый состав Правительства благосклонно откликнется на запрос адвокатов о необходимости взаимодействия с ними при проведении масштабных изменений в деле судебно-экспертной деятельности? Не пора ли среди соисполнителей «дорожной карты» указать Федеральную палату адвокатов, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации? Синергия будет отвечать вызову настоящего времени.