630091, Новосибирск, Красный проспект 82, офис 45
(383)217-36-14, тел/факс (383) 221-06-20

Адвокатская палата
Новосибирской области

Суббота, 29 января 2022
Вы находитесь: Главная ПЕРВАЯ ПОЛОСА - главные новости

Законопроект вызвал неоднозначную оценку

[06.12.21]

Озвучена позиция ФПА РФ по подготовленным Минюстом России поправкам к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Вице-президент ФПА РФ, советник Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян прокомментировала ключевые положения проекта изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Из ее комментария следует, что ряд предложений просто закрепляют то положение вещей, которое уже фактически существует, некоторые предложенные нововведения пойдут на пользу адвокатам и адвокатуре в целом, другие же могут нарушить принцип ее независимости.

Как сообщалось ранее, 2 декабря Минюст России вынес на общественное обсуждение проект изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Документ был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Единый реестр адвокатов

В целях исключения практики, когда недобросовестный адвокат, чей статус был прекращен в одном регионе, пытается получить статус адвоката в другом регионе, авторы законопроекта предусмотрели в нем создание Единого государственного реестра адвокатов РФ, который будет вести Минюст России. Этот реестр станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах Российской Федерации. Кроме того, документ связывает внесение в Единый реестр сведений об адвокате с возникновением у того права на осуществление адвокатской деятельности. Также в Единый реестр планируется вносить сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен.

Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян напомнила, что реестр адвокатов и сегодня в силу закона находится в введении Министерства юстиции РФ, но ответственность за актуальность, достоверность этих сведений несут территориальные органы ведомства. Она отметила, что существующий в настоящее время реестр разрознен, нет как таковой постоянной актуализации данных и интеграции с другими сервисами. Поэтому изменения в части Единого реестра адвокатов на самом деле давно ожидаемы. При этом территориальные управления Минюста продолжат заниматься его наполнением, т.е. единой точки ввода данных так и не будет. По сути, технологический процесс мало изменится, считает она.

С другой стороны, как отметила Елена Авакян, данные Единого реестра будут доступны в сервисах других ведомств, и это даст возможность отслеживать, действительно ли человек является адвокатом. «Это сильно упростит систему подтверждения статуса в различных учреждениях, в том числе и суде. Она взаимосвязана с положением о том, что адвокат, чей статус был прекращен, не имеет права представительствовать в суде. Создание Единого реестра решает эту проблему, потому что в нем будут и эти сведения. Сейчас суду негде взять такую информацию», – пояснила она.

Удостоверения адвоката и допуск в суды

Заметные изменения уготованы и нормам, касающимся удостоверения адвоката. Так, в ст. 15 Закона об адвокатуре предлагается указать, что удостоверение адвоката может содержать электронный носитель информации. Кроме того, в случае принятия законопроекта адвокаты смогут, предъявляя свои удостоверения, беспрепятственно проходить в суды всех инстанций, а не только в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, как это установлено сейчас.

В то же время законопроект включает в число обязанностей адвоката незамедлительную сдачу удостоверения в случае приостановления статуса.

По мнению Елены Авакян, право на проход в суды всех инстанций должно было быть у адвокатов изначально. «Статус адвоката подтверждается удостоверением, а право адвоката осуществлять защиту по конкретному делу – ордером. И то, что сегодня на входе в суды с нас требуют еще и паспорт, является нарушением здравого смысла. Поскольку никакими подзаконными актами, уговорами это победить не удалось, то, меняя закон, мы окончательно зафиксировали эту норму, что адвокат является равным участником судопроизводства и имеет право проходить в суд, предъявляя только удостоверение», – заметила вице-президент ФПА РФ.

Адвокатская деятельность

Одной из юридически значимых в законопроекте стала новелла, касающаяся вопроса, с какого момента адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность. Согласно поправкам адвокат становится адвокатом с момента принятия присяги, а осуществлять свою деятельность в полной мере может только с момента внесения изменений о нем в Единый реестр. Де-факто, заметила Елена Авакян, без реестрового номера и удостоверения адвокат и сейчас не может начать полноценно свою деятельность, например, заполнить ордер. При этом можно действовать по доверенности. Но этот момент ранее не был прописан законодательно.

«Есть опасения, что в этой части может быть двоякое толкование: в период, пока нет реестрового номера и удостоверения, адвокат будет ограничен в своих действиях. Хотя закон не запрещает любому лицу с высшим юридическим образованием представлять других лиц на основании доверенности. Но заключать соглашения как адвокат, действительно, возможности не будет», – сказала вице-президент ФПА РФ.

По ее словам, Минюст в этом вопросе занимает позицию, сводящуюся к тому, что срок внесения в реестр должен быть максимально сокращен. «Подзаконными актами ведомства это должно быть урегулировано. Надеемся, что все сроки будут здравыми и не будут препятствовать начинающим адвокатам в деятельности, чтобы не оставлять их без средств к существованию на этот период», – заключила советник Федеральной палаты адвокатов РФ.

КИС АР

Одна из самых значительных по объему новелл законопроекта касается Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Предложено, в частности, ввести в закон определение КИС АР, под которой будет пониматься автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной палате адвокатов РФ и предназначенная для комплексной автоматизации деятельности ФПА РФ, адвокатских палат субъектов РФ, адвокатских образований ‎и адвокатов, а также обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Авторы законопроекта планируют нормативно закрепить за ФПА статус оператора КИС АР, а за Советом ФПА РФ – право утверждать структуру КИС АР, а также перечень и состав подсистем и сведений по вопросам, находящимся в исключительном ведении адвокатуры.

Пользователи КИС АР, к которым законопроект относит адвокатские палаты регионов, адвокатские образования и их обособленные подразделения, адвокатов, а также иных лиц, получают доступ к сведениям и функционалу КИС АР в том объеме, в каком это определил для каждой категории пользователей Совет ФПА РФ. В документе прописана обязанность адвокатских палат и адвокатских образований и адвокатов обеспечивать технические условия ‎для своевременного внесения в КИС АР сведений, предусмотренных соответствующими решениями ФПА РФ.

На ФПА РФ планируется возложить обязанность обеспечивать круглосуточную, бесперебойную и бесплатную работу системы, а также информационное взаимодействие КИС АР с иными автоматизированными информационными системами государственных и муниципальных органов и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и электронного документооборота.

«На сегодняшний день рассчитываем, что КИС АР будет подключена к СМЭВ и с 1 марта будет большинство информации о кандидатах, датах принятия экзамена, датах принесения присяги передавать в реестр адвокатов в автоматическом режиме», – сообщила Елена Авакян. Это позволит рассчитывать на то, что процесс внесения в реестр и получения удостоверений адвокатами можно будет сократить до 3–5 дней.

Пропуск в адвокатуру и персональные данные

Особое внимание авторы законопроекта уделили требованиям к претендентам на приобретение статуса адвоката. Так, в случае принятия поправок наличия высшего юридического образования квалификации (степени) «магистр» для приобретения статуса адвоката будет уже недостаточно. Претендентам придется предъявить диплом бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Законопроектом предусматривается также предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости ‎и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также документа о том, что претендент ‎не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

В Закон об адвокатуре планируется включить и ряд норм, касающихся обработки персональных данных. В частности, указывается, что получения согласия претендента или адвоката на обработку персональных данных представителями адвокатской палаты или ФПА РФ не требуется. Подобное же правило планируется ввести и в отношении доверителя, которому была оказана квалифицированная юридическая помощь адвокатом, в том числе при обработке его персональных данных с использованием Комплексной информационной системы адвокатуры России.

Дисциплинарные дела по представлениям Минюста России

В законопроекте заложена обязанность квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты рассматривать все представления федерального органа юстиции или его территориального органа о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката. А прекращение дисциплинарного производства в отношении адвоката ‎или отказ в применении к нему мер дисциплинарной ответственности могут быть обжалованы органами юстиции в суд.

Елена Авакян напомнила, что Советом ФПА РФ уже было принято решение об обязательности возбуждения дисциплинарных дел по представлениям, направленным органами юстиции. Но меры дисциплинарного характера применяются только в случае, если палата пришла к выводу о наличии нарушений.

«Деятельность адвокатуры основана на саморегулировании, основополагающим принципом ее является независимость, и вмешательство в нее очень существенно нарушает этот краеугольный принцип», – подчеркнула вице-президент ФПА РФ.

* * *

В настоящее время продолжается общественное обсуждение законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, где каждый может высказать о нем свое мнение.

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/zakonoproekt-vyzval-neodnoznachnuyu-otsenku/