- О палате
- Гимн Адвокатов НСО
- Адвокатура и государство
- Обучение и образование
- Организация адвокатской деятельности
- Претендентам на получение статуса адвоката
- Судебные решения
- История адвокатуры Сибири
- Органы Совета
- Структура Палаты
- Конференции
- Эксперты палаты
- Книга почета
- ТВ Адвокатской палаты
- КИС АР
- Легенды Новосибирской адвокатуры
Лента новостей
Подготовлены нормотворческие предложения в сфере судебного представительства
Повышение квалификации в университете
Адвокатская палата приняла участие в коллегии Минюста региона
Мнения
Предложение по совершенствованию законодательства
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Со стороны адвокатуры предприняты необходимые шаги
Интервью
Интервью адвоката В. ДЕНИСОВА журналу "Российский Адвокат"
Интервью президента АП НСО Андрея Жукова, посвященное 220-летию Министерства юстиции РФ
Интервью президента АП НСО Андрея Жукова заместителю главного редактора "Новая адвокатская газета" Марии Петелиной
Проигрыш победителей
О возмещении гражданам расходов на оплату услуг представителя, которые те понесли при восстановлении нарушенных прав, а вернее разумного их размера
Заявление исполнительного вице-президента ФПА РФ Андрея Сучкова об отсутствии планов по привлечению адвоката к дисциплинарной ответственности за то, что он не открыл личный кабинет на информационном портале Росфинмониторинга[1], лично я оцениваю положительно. Надеюсь, данный вопрос не возникнет и в дальнейшем.
При этом, я не являюсь противником заведения адвокатами подобных кабинетов. Мною заявка на открытие кабинета будет подана в ближайшее время. Меня настораживает увеличившаяся активность Росфинмониторинга в вопросе привлечения адвокатов к мероприятиям по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)[2]. Безусловно, адвокатам необходимо соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», как и требования любых других нормативных актов. Однако, не менее важно сохранение доверительных отношений между адвокатом и получателем юридической помощи, поскольку они являются одними из ключевых в деятельности адвокатуры.
В своё время мне выпадала возможность стать участником мероприятий ПОД/ФТ со стороны частных структур. При выявлении и пресечении схем и способов легализации доходов, полученных преступным путём, ни разу не пришлось столкнуться с фигурированием в данных схемах представителей адвокатского сообщества. Зато регулярно попадались «вольные» юристы и даже юридические фирмы, специализирующиеся на сопровождении и разработке подобных схем. Это должно натолкнуть федеральную службу на мысль о содействии со своей стороны реформе«дикого» рынка частнопрактикующих юристов[3], но никак не к более пристальному вниманию к адвокатам. Конечно, я не исключаю, что могут быть и среди адвокатов недобросовестные лица, но если моя статистика в этой сфере кардинальным образом отличается от данных Росфинмониторинга, пусть эти сведения будут раскрыты.
При рассмотрении темы о роли адвокатов в вопросе выявления сомнительных сделок, не стоит забывать и то, что помимо Росфинмониторинга, с его весьма широкими полномочиями, мониторинг и противодействие отмыванию осуществляет ЦБ РФ, банки, а также другие органы и ведомства. Данные участники мероприятий ПОД/ФТ имеют намного больше полномочий и возможностей, чем адвокаты. Законодатель регулярно пересматривает меры, которые могут принимать участники мероприятий ПОД/ФТ, в сторону их усиления[4]. Тем более сделки, подпадающие под критерии сомнительных, проходят, как правило, несколько контролирующих субъектов не связанных между собой. Поэтому столь требовательное внимание Росфинмониторинга к адвокатскому сообществу мне кажется излишним. При этом в моей практике были и такие случаи, когда негосударственному субъекту мероприятий ПОД/ФТ приходилось «отваживать» обнальщиков, при странной пассивности государственных органов.
Согласно ФЗ № 115 от 07.08.2001 при наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 упомянутого закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган. В соответствии со ст. 10 КПЭА никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.
На мой взгляд, именно в целях соблюдения адвокатами положений ст. 10 КПЭА и стоит использовать личный кабинет на портале Росфинмониторинга. Информация, полученная через личный кабинет, позволит адвокату не допустить ситуации, обязывающей в силу закона раскрыть данные о сделке доверителя, ведь данное поручение просто не будет принято к исполнению.
Такой подход поможет сохранить тот разумный баланс между охраняемыми законом правами и интересами граждан и фундаментальными основами адвокатской профессии, о чём говорит Андрей Сучков.
[1] http://www.advgazeta.ru/newsd/2820
[2] http://www.advgazeta.ru/newsd/2683
[3] http://www.advpalatanso.ru/pervaya_polosa/932
[4] http://www.fedsfm.ru/news/2375